Доктор технических наук,
Заслуженный деятель науки РФ,
Профессор кафедры ДВС ЯГТУ,
Председатель регионального отделения Российской академии транспорта РФ,
Награжден нагрудным знаком министерства транспорта,
Автор более 160 научных работ и изобретений,
Внесен в Энциклопедию "Лучшие люди России (4-й выпуск)".
Мастер спорта СССР по водному туризму.

понедельник, 6 февраля 2012 г.

Глава 1.4. «Моноксилы» на Мещерских озерах


(Доклад, прочитанный мной на краеведческих чтениях 
в областной библиотеке им. Н. А. Некрасова)

В Древней Руси существовали не дороги, а «пути». Путь «Из варяг в греки», «Соляной путь» (в низовье Днепра), «Залозный путь» (в низовья Дона и далее в Тьмутаракань) и др. В понятие «путь» включались как сухопутные участки, так и водные.

По сведениям, содержавшимся в Византийских хрониках, для эксплуатации водных участков использовались «моноксилы» - лодки-однодеревки. В Русских летописях они назывались «долблёнки». Последние применялись на внутренних речных путях, а для морского плаванья использовались «насады».

Но мне хочется рассказать кое-что о долблёнках, т.к. (по некоторым сведениям) они издавна применялись и получили дальнейшее развитие даже в наше время среди прибрежного населения Мещерских озер.

Технология изготовления долблёнки заключалась в следующем. В толстом осиновом бревне продалбливали узкий паз на длину будущей лодки. Разводили большой костер с большим количеством углей. В паз накладывали горящие угли и по мере выгорания сердцевины бревна раздвигали его облойный слой специальными распорками так, что из бревна диаметром 0,8-1 м получалась лодка шириной 1,5–2 м.

Почему на Мещерских озерах сохранились долблёнки? Дело в том, что эти озера мелководны, а долбленки имеют малую осадку, потому что у них нет килевой балки.

Озера эти проточные и расположены цепочкой, они соединены узкими протоками и вытянуты с севера на юг вдоль восточной границы Московской области. В самое северное из них (оз. Святое) впадает река Поля, причем на 5 км выше по течению она же называется Бужа, а ещё через 10 км в Бужу впадает уже «постоянная» Поля.

Все они, а также верхняя половина Святого озера принадлежат Владимирской области. Нижняя часть Святого озера и вся средняя часть относятся к Московской области, а три озера южной части цепочки – уже к Рязанской.

Протока южной части Святого озера является началом знаменитой реки Пры. Это та самая Пра, про которую К. Г. Паустовский написал: «Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра» (Рассказ «Кордон 273»). Правда, слова эти относятся не к озерной части её, а к лесной, располагающейся ниже по течению после г. Спас-Клепики, где 4 года учился Сергей Есенин.

Но вернёмся к долблёнкам. Моноксилы делали в Киеве на левом низменном берегу Днепра. Заготовки для них сплавлялись из Полесья по правому притоку Припяти (на которой стоит печальной памяти Чернобыль), немного ниже расположен левый приток – река Десна, впадающая в Днепр у самого Киева, т.е. в районе «верфей» (нынешняя Дарница). На берегах Десны издревле существовал Чернигов, в котором сохранился самый древний собор русской православной церкви – храм Спаса.

Черниговские князья соперничали с Киевскими: если последние осваивали земли летописной Ростовской мери (угро-финское племя, занимавшее земли Верхневолжья), то черниговские князья стали заниматься тем же самым в Поочье (берега реки Оки), где обитали мещера, мурома, мордва. Они основали г. Рязань. Несчастный город, сохранившийся ныне в развалинах, после разорения его ордами хана Батыя зимой в 1238 году. Вблизи этих развалин находится селение Старая Рязань. А в развалинах, покрытых толстым слоем задернованной земли, совсем недавно археологи нашли княжеские «бармы» - наплечные украшения владетельного князя.

Ясно, что древняя культура (понимай «технология») изготовления долблёнок создавалась, развивалась и совершенствовалась как в Киеве, так и в Чернигове. И занимались этим прибыльным делом совсем не простые люди, а люди состоятельные, владетельные. Делали много экземпляров и для местного сообщения, и для внешних больших походов, когда только в одном походе Вещего Олега на Царьград их участвовало до 2000 единиц.

Рязань расположена на Оке. В неё слева впадает Пра. Я коренной мещеряк. Озера эти и реку Пру прошел и «посуху», и по воде. У моей родной деревни Бобры протекает речка Кнула, а она впадает (приткнулась) в речку Посерду, впадающую в озеро Лихорево, имеющее сток непосредственно в Пру. 

Вот именно в этих краях мне и довелось увидеть наяву эти самые долбленки, но уже в модернизированном виде – два длинных деревянных «корыта», соединенных вместе в виде катамарана (см. фото). В таком виде осадка у них получалась ещё меньше, чем у моноксильного варианта. Можно ли считать их наследниками тех чернигово-киевских моноксил? Почему бы нет. Я замечал резкое отличие планировки жилищ в деревнях вокруг Спас-Клепиков от планировки северорусских домов.

У клепиковских домов вход располагается в середине дома, как и в южнорусских жилищах, характерных для Черниговщины. По замечаниям архитекторов, особенности строения жилища являются наиболее архаичной частью быта населения.

А о «насадах» другой разговор. Вот сообщение, взятое из «Начальной русской летописи» (речь идет об убийстве Муромского князя Глеба, сына киевского князя Владимира – крестителя Руси).

В лето 1015 года в конце июля месяца скончался великий князь Владимир. Старший его сын Святополк (по летописям, «окаянный») вызвал Глеба из Мурома. «Глеб сел на коня и пришел в Смоленск, и стал на Смядыне в н а с а д е» (разрядка моя - Е. Б.) Посыльные Святополка в этой же «насаде» и убили блаженного Глеба – впоследствии одного и самых первых святых на Руси.

Итак, «насад». Это та же большая долбленка, но с надставленными бортами для увеличения их высоты. Везде отмечается их удобство на переволоках. А без волоков «путей» не существовало. Например, из Чернигова в Рязань (с Десны на Оку) путь пролегал вверх по Десне, волок на Угру и далее в Оку. До сих пор сохранились названия селений, лежащих на этом пути: «Верхний Волок», «Нижний Волок». Или взять название города Волоколамск, лежащего уже на другом «пути» - из Новгорода Великого в Москву-реку и далее в Оку и на Волгу. В летописных сообщениях о насаде подчеркивается, что это уже довольно большое речное судно, вмещавшее до 40 гребцов, приспособленное и для морского плаванья.

Из всех древнерусских плавсредств наибольшую известность получили «ушкуи» и их команды: «ушкуйники» (по некоторым летописям, «удальцы»). В основном они (ушкуи) применялись в Новгороде Великом. «Ушкуи» были уже наборными плавсредствами, имевшими киль-балку, шпангоуты, опалубку носовой и кормовой частей.

Как следует из летописей, «ушкуйники» были и разбойниками, и основателями городов (Хлынов), и, что, наверное, самое важное, п е р в о п р о х о д ц а м и в неведомые сибирские просторы. Именно они прокладывали «пути»: «в Югру», на Каму, Вычегду, Печору, Обь, Енисей и т. д. Ушкуйники грабили и своих: например, разграбивши Кострому и Нижний Новгород и захватив там «полон», продали потом жен и девиц в Волжской Болгарии (на территории которой впоследствии образовалось Казанское ханство – в настоящее время Республика Татарстан).

КАСИМОВСКОЕ ХАНСТВО

Поселения на берегах Мещерских озер, как показывают артефакты археологических раскопок стоянки «Черная гора» вблизи Спас-Клепиков, существовали не менее 4 000 лет. Кто там тогда жил, на каком языке говорили люди – неизвестно. Сведения ограничиваются лишь упоминанием о мещере. Потом в эту область стали проникать славяне.

Выше уже упоминалось, что вся эта местность в средние века принадлежала Касимовскому ханству, «осколку» Казанского ханства. Откуда взялось это татарское ханство в центре России? В виду того, что в дальнейшем этот вопрос будет затрагиваться неоднократно, ниже приведена историческая справка:

Город Касимов Рязанской области основан в 1152 г. и назывался Городец Мещерский. В 1445 г. он был передан Василием II-м (еще зрячим) Казанскому хану (выходцу из Золотой Орды) Улу-
Мухаммеду (Махмет-хан) и его сыну Касиму в обмен на обязательство защищать южные русские рубежи. Уже после смерти Касима (1469) в память о нем с 1474 г. город стал называться Касимовым.
Василий II (Темный) – Великий князь Владимирский и Московский в периоды с 1432 по 1446 и с 1447 по 1462 гг., родился в 1415 г., умер в 1462 г.
Для того чтобы понять, как это случилось, необходимо заглянуть в предшествующие годы и посмотреть часть родословной таблицы потомков Дмитрия Донского (слева - годы правления, справа - годы жизни, а о соответствующих годах Василия II-го см. выше).


После смерти сына Дмитрия Донского Василия I в 1425 г. власть перешла к его жене Софье Витовтовне (дочери Великого князя Литовского Витовта), т.к. в тот год её сыну Василию исполнилось всего 10 лет. Но уже по достижении 17 лет он стал править под именем Василия II-го (еще зрячим, а не слепым).

В процессе межкняжеских усобиц между наследниками Дмитрия Донского Василий II-й часто оказывался победителем и для укрепления своей победы ослепил своего дядю Ивана и двоюродного брата Василия Косого в 1435 г. В истории подобное уже случалось, вот какое сообщение содержится в Начальной русской летописи:
 


«Владимир же Мономах, услышав, что схвачен был Василько и ослеплен, ужаснулся и, заплакав, сказал:
- Не бывало еще в Русской земле ни при дедах наших, ни при отцах наших такого зла».


В 1445 г. Казанские татары под руководством Улу-Махмета пришли на русскую землю, и вблизи Суздаля состоялась битва, в которой они одержали победу, а сам Василий II-й попал к ним в плен. Шемяка, воспользовавшись безвластием в Москве, захватил Кремль, взял в плен мать, жену и детей Василия, объявил себя Великим князем владимирским и московским. Василий II, когда дал обещание Улу-Махмету выплатить выкуп в 200 000 рублей и выделить часть южных областей «в прокорм», был отпущен из плена и 17 ноября 1445 г. въехал в Москву. Но, как пишет Карамзин, ему еще предстояли несчастья. 

«Ещё мера зол, предназначенных судьбою сему великому князю, не исполнилась: ему надлежало испытать лютейшее, в доказательство, что и на самой земле бывает возмездие по делам каждого». 

Во время моления в Троице-Сергиевском монастыре слуги Шемяки арестовали Василия и 16 февраля 1446 г. ночью ослепили его. Но и Шемяка недолго торжествовал - многие князья, московские бояре и служилые люди в 1447 г. привели к власти слепого Василия II и с этого года он уже стал называться Василий II Темный. В Городце Мещерском с 1445 г. стал править сын Улу-Махмета царевич Касим. Шемяка (двоюродный брат Василия – см. схему) был отравлен в Великом Новгороде в возрасте 33 лет. Не забудем, что Русского государства ещё не было, а все разрозненные княжества еще платили дань Золотой Орде. Освободить народ от Ига татарского суждено было сыну Василия II Темного Ивану III, а первым царем России стал его правнук Иван IV, известный, как Иван Грозный – покоритель Казани и Казанского ханства (1552 г). (интересная деталь – Касимовское царство сохранялось вплоть до 1681 г., и еще в 1553 г., т.е. при Иване Грозном, ему все еще платили дань московские князья).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.