Глава
3.2. ЛЕНИНГРАД. Арктическое училище
Справка
из Интернета:
«Ленинградское Арктическое училище –
единственное в стране и в мире учебное заведение, готовившее кадры для полярных
станций, арктических экспедиций, плавучих средств, осуществляющих плаванье в
высоких широтах Арктики и Антарктики».
В 1945
г. по объявлению в «Комсомолке», которую принесла соседка Настя Короткова,
работавшая в школе, я отправился учиться в Ленинград в Арктическое училище. В
объявлении было написано, что курсанты обеспечиваются питанием и обмундированием.
Так решилась моя судьба на целых 7 лет. А может быть, это определило и всё
последующее течение жизни. Иными словами, это был второй крутой ПОВОРОТ моей
жизни.
В песне поётся: «Под крышей дома своего». Но
это же иллюзия. Редкий человек проживает всю свою жизнь под крышей одного дома.
Да и невозможно это, когда в семье много детей. Растут они, дети-то. И
обзаводятся своими семьями. И вот уже другая крыша. И сколько ещё таких иллюзий…
У
Бунина есть такие строки: «У птицы есть
гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому уйти с отцовского
двора, сказав «Прости» родному дому». Я несколько раз «уходил с отцовского
двора», но этот уход был окончательным – больше я никогда не жил «под крышей
дома своего».
В
Ленинград ехал без билета, на разных
поездах, в разных вагонах, на разных местах: на крышах, на подножках, на
тормозных площадках и т. д.
В
Любани меня «застукали» контролеры, они не поверили, что еду учиться, да ещё в
Арктическое училище. Больно хило я выглядел – рост 151 сантиметр («метр с
шапкой»), а вес 46 кило (эти «замеры» были сделаны при приеме меня в Училище, и
«замерщики» тоже удивлялись). Я убедил контролёров задачей из геометрии: «Чем
отличаются круг и окружность?». Отвечать они не стали, а попросили меня самого
объяснить, что я и сделал с большим удовольствием. Они настолько растрогались,
что один из них даже посадил меня в нужный мне трамвай № 12, идущий до
Средней Охты (потом на его кольце надо было пересесть на трамвай № 23). Сказал,
как лучше добраться до Заневского проспекта, дом № 5 (адрес, указанный в том самом
объявлении).
Ванюшка
Кавалеров
Нашел
я указанный номер дома. Здание внушительное. С колоннами и с каким-то
«набалдашником» на крыше - купол, как на церкви, только без креста, на стене
вывеска: «Гидрографический институт». А где же Арктическое училище-то?
Но всё же зашел в это здание. Большой
пустой вестибюль, прямо над лестницей на второй этаж скульптура Ленина, над ней
надпись «Учиться, учиться и учиться!» - подумал, что это как раз мне и нужно.
Направо
гардероб с пустыми вешалками, на барьере гардероба сидит, свесив ноги, моряк в
тельняшке, с морским синим воротником, играет на мандолине. Так как вестибюль был большой и пустой, то звук мандолины
был как-то особенно звонким (впоследствии я купил мандолину и научился на ней
играть). Подошел к нему и спрашиваю об Арктическом училище.
-
Правильно! - ты пришел куда надо, тут оно и располагается, вот здесь, где я
сижу, а ты стоишь. А зачем оно тебе?
-
Поступать хочу. Он присвистнул и засмеялся. Поступать??!! Да что ты, такой
заморыш, там, в Арктике, делать-то будешь?
- Не
знаю. Научусь.
-
Покажи документы!
- Так…
Евгений. Женька, значит? А я - Иван Кавалеров! Курсант 4-го курса. Будем
знакомы!
- Нет,
я не Женька, я Генка!
-
Постой, постой, здесь же в твоем документе стоит - Евгений?
- Ну и что? А зовут меня Генка! Сроду так звали и щас так
зовут. И даже в школе
ругали «Гендя-блендя».
- Ну,
вот что! Как тебя звали, ругали и обзывали, наплевать и забыть, и никому больше
не рассказывай. И если не хочешь, чтобы над тобой все смеялись, о «Генке» и о
«Генде-бленде» забудь! С этого момента ты Женька, Евгений, значит! Понял? А
сейчас (и никогда не говори «щас»!) иди вон в ту комнату, на которой написано
«Приёмная комиссия», они там тебя ждут с нетерпеньем и скажут, что дальше
делать и куда бежать!
С того момента прошло
три года. И мы, курсанты 4-го курса, сидели в актовом зале Училища на вечере
встречи и слушали выступление опытного полярника Ивана Кавалерова, проведшего
три года на полярной станции Малые Кармакулы на Новой Земле.
Знаменитая станция, о ней рассказывал нам преподаватель
Лебедев Василий Васильевич, тоже зимовавший там. Говорил, что сила ветра в тех
местах бывает такая, что приборы для её измерения зашкаливает, и они выходят из
строя.
Вечер шел обычным
порядком: выступление, записки, ответы и т. д. и т. п.
Вот Иван читает записку:
«А правда ли, что для жизни на полярной станции нужна большая сила воли? И как
Вы её воспитывали в себе?».
- Конечно, правда! Постоянно, каждый день она нужна была.
Как я её воспитывал, я не помню. А вот проверку её наличия я себе устроил перед
самым окончанием зимовки. Дело было так. Кто-то наступил мне на полу шубы
сзади, когда спускался с приступок, и от
неё оторвался солидный кусок. Кусок-то я подобрал, чтобы пришить потом на
место. Но, как всегда в текучке, забывал это сделать. А потом уж пришла мысль в
голову, что осталось-то всего два-три месяца, и если у меня есть сила воли – дотерплю.
Ну, например, полярная ночь, мороз под 50, бегу по делам - весь закутанный,
замотанный от ветра, а мне приспичило, невтерпёж и пока достаёшь, достаёшь,
достаёшь - такая сила воли нужна была, что и сказать невозможно.
Так вот сообщаю вам
результат этого испытания своей силы воли. Дотерпел!
А кусок-то шубы взял
себе на память. Уж больно холодно было, когда ветер поддувал сзади.
Надо ли говорить, какими
бурными аплодисментами провожали мы Ванюшку Кавалерова, когда он шел с трибуны.
А Ванюшкой-то его звали, когда он был курсантом, потому, что это был весёлый выдумщик
и добрый человек.
Поскольку в свидетельстве
об окончании школы у меня были почти одни пятерки (кроме русского и немецкого
языков), меня приняли сразу. Сразу поселили в общежитие, поставили на пищевое
довольствие, а когда я узнал, что скоро дадут всем форму и что это не обычная
форма «ремеслухи» (учащихся ремесленных училищ), а настоящая морская форма - с
тельняшкой, шинелью и мичманкой, - радости было через край.
Была, правда, одна
неприятность при поступлении: мне не было ещё 14 лет, а принимали лишь с 15. Тем
не менее, меня приняли по разрешению начальника Училища («папаша Ляндрес») как
круглого сироту и как отличника без всяких вступительных экзаменов, но по
заключению какой-то мандатной комиссии, на которой меня допрашивали обо всем
(там их, этих «мандатников», было человек шесть-семь).
В Училище было три
отделения: геофизическое, радиотехническое, судомеханическое. Подал заявление
на радиотехническое, и мне сказали, что это вполне возможно.
Оказалось, что структура
всего контингента курсантов организована в полувоенном варианте: роты, взводы,
отделения. Соответственно существовали и Строевой отдел (начальник - полковник
Хабирев), и Отдел военно-морской подготовки (начальник - капитан 1-го ранга
Зевельт), и Учебный отдел (начальник - Стклянин), в котором было три начальника
отделений (геофизического отделения - Чайковский, а начальников
радиотехнического и судомеханического отделений не помню).
Приехал я в июле, а
занятия с 1-го сентября, и всех нас «бросили» на восстановление общежития,
недостроенного пятиэтажного здания рядом с учебным корпусом - был ведь 45-й
год, только что кончилась война, и Ленинград постепенно восстанавливался. Рабочих
катастрофически недоставало, особенно строительных профессий. Меня сразу
«пристроили» к настоящему плотнику Николаю Овчинникову (из таких же, как я, только
что поступивших на радиотехническое отделение, просто до поступления он успел поработать
плотником).
Сначала мы с ним делали
перегородки из фанеры, двери в этих перегородках и т. д. В общем, перестраивали
Ленинградский гидрографический институт в Высшее и Среднее Арктические морские
училища - ВАМУ и ЛАМУ.
Преподаватели
Многие были из числа преподавателей
ВАМУ. Профессоров-то у нас не было, а доценты были. Запомнился доцент Байдал,
проводивший занятия по курсу «Аэрология». Он не читал лекцию, он рассказывал
нам о воздушном океане, о связи морских течений с формированием циклонов и
антициклонов, так называемых «синоптических шаблонов». Об исландском «минимуме»,
якутском «максимуме», струйных высотных течениях и о многих, многих интересных
вещах. О полюсах холода на земном шаре – они оказались в Якутии в Оймяконе и
Верхоянске.
Часть преподавателей
ранее тоже были полярниками, моряками торгового или военного флота. Например,
капитан 3-го ранга Клабэ вел занятия по военно-морской стратегии и тактике и
приводил примеры из практики применения нового способа получения информации о
противнике и его действиях – радиолокации. Говорил о ведущей роли советских
ученых Мандельштама и Папалекси в появлении радиолокации и о том, как с её
помощью английские моряки потопили немецкий линкор «Шарнхорст».
Говорили, что Клабэ
раньше был капитаном 1-го ранга, но при посещении его подразделения английской
делегацией был излишне «откровенным», за что и был понижен в звании. Это походило
на правду, так как вид он имел исключительно респектабельный, был безукоризненно
одет, выражался лаконично. Короче, сильно отличался от многих офицеров,
вовлеченных в цикл дисциплин по военно-морской подготовке, а также в воспитательно-организацион-ную
работу (командиры рот, строевой отдел и т. д.).
Некоторые из
преподавателей, например, математики, русского языка, истории Арктики были уже в
преклонном возрасте, они являли собой образцы старой питерской интеллигенции,
отличались мягкостью обращения с нами, ответственностью за свой предмет, доброжелательностью.
Вообще период учебы в
ЛАУ запомнился как общение с интересными, опытными и щедрыми людьми. Мне всегда
было интересно учиться, помню только предмет «Организация метеостанций,
материальный учет и отчетность», который я терпеть не мог и еле-еле сдал на
четвёрку (по-моему, это была первая четверка за первые три года учебы).
КУРСАНТЫ
Основной состав курсантов был
разношерстным. Были и жители Ленинграда (городские), они размещались в
общежитии вместе со своими товарищами по взводу, но иногда им разрешалось жить
в городе. Были и представители разных регионов СССР (казарменные): Москвы,
Средней Азии (Талды-Курган), Средней Сибири (Иркутск), Карелии, но моих
земляков не было.
Не помню ни одного курсанта - сына
состоятельных родителей. Я, несмотря на свою провинциальность, чувствовал себя
в своей среде, но о некоторых из товарищей мне захотелось рассказать - настолько
они выделялись из этой общей среды.
Иван
Болотов
Когда начались занятия,
из курсантов сформировали бригады по восстановлению общежития пятиэтажного
здания, расположенного рядом с учебным корпусом.
Я попал в бригаду
плотников Ивана Болотова, курсанта 4-го курса Геофизического отделения.
«Плотником» я стал так: построили нашу роту, командир (майор Стерлигов) попросил
выйти из строя плотников и столяров, вышли два человека: один - уже известный Коля
Овчинников, другой - Саша Имховик (только что закончил ФЗУ столяром-краснодеревцем).
Этого, конечно, было мало, и тогда командир попросил выйти из строя тех, кто
умеет пилить, строгать и обращаться с топором, долотом и молотком. Я вышел и
сразу был направлен в эту бригаду, которая занималась настилкой полов.
В процессе работы Иван
убедил меня перейти на Геофизическое отделение, потому что «настоящие-то
полярники - это геофизики, а все остальные - лишь обслуживающий персонал». То
ли он «накапал» начальнику учебной части Училища, то ли на геофизиков был
недобор, но вскоре я был вызван к начальнику, и примерно в тех же выражениях он
убедил меня перейти.
Мы учились и работали, и
как-то получилось так, что у меня и то и другое пошло хорошо, поэтому весной
46-го на общем собрании Училища было объявлено, что меня представляют к награждению
медалью «За трудовое отличие». Я уже представлял, как я буду принимать эту
медаль, стоя на одном колене, и тренировался четко произносить: Служу
Советскому Союзу! (было-то всего 15 лет). Но дело затянулось и потом совсем
забылось. Хотя друзья курсанты иногда и подшучивали: «Это - наш орденопросец».
Зато меня наградили
бесплатным билетом в Мариинский театр на концерт, посвященный 25-летию
Главсевморпути. Из того концерта больше всего запомнился «Танец курдов» из
балета Хачатуряна «Гаянэ» и «Танец маленьких лебедей» из Лебединого озера.
С Болотовым мы
подружились. Иногда к нему приходил отец. В казарму посетителей не пускали, и
курсантам нужно было выходить на проходной
пункт. И когда дневальный объявлял: «Болотов на выход!» - Иван заходил ко мне и
просил выйти к проходной и сказать его отцу, что его нет в казармах. Я до сих
пор помню, как отец поворачивался и медленно шел по улице, сутулясь и шаркая
ногами.
Потом мне Иван
рассказал, что во время блокады отец работал на машине и мог вывезти из города
мать, но не сделал этого, т.к. первым рейсом он вывез часть вещей и Ивана, а
следующим должна была поехать и мать с остальными вещами. Но второго рейса не
было: на обратном пути машина попала под бомбежку, отец чудом остался жив, а
машина полностью была разрушена. Иван очень любил мать, а отца стал ненавидеть.
В 46-м он окончил ЛАУ и
поехал зимовать на о. Четырехстолбовой. У нас установилась переписка.
О
жизни в ЛАУ можно было бы многое рассказать, но это сильно отвлечет от основной
темы. Была встреча с Папаниным, были трепетные посещения публичной библиотеки
Салтыкова-Щедрина (самое любимое занятие в течение всех четырех лет учебы),
были походы на танцы в Текстильный техникум, Финансовый институт и т.д.
И были памятные контакты
с удивительными людьми, например, такими, каким являлся курсант Геофизического
отделения нашей же группы Сеньковский.
Лёша Сеньковский
Лёша был старше меня лет
на пять, и он уже успел «походить» в «загранку» на «торгашах». Где-то в
Сингапуре ему на предплечье сделали цветную татуировку: sunset – парусник на фоне захода солнца,
поэтому тельняшка была у него без рукавов. Чтобы всем был виден этот «закат»,
тем более что в то время (в первый год после Победы) мы о цветных татуировках и
понятия-то не имели.
Как я уже сказал, мы с
ним учились в одной группе на геофизическом отделении. У него было плохо с
математикой, а у меня как раз хорошо, поэтому я часто ему помогал.
Занимались после отбоя в
Красном уголке, иногда я приходил раньше, он заходил, садился рядом со мной и
начинал, со вздохом:
- Ну, показывай, где тут
твои «сикекенсы»?
- Лёша, ты только при
Фаине Марковне так не называй косекансы;
- Ты меня не учи, вся
эта лабуда для меня сплошной сикекенс.
Как-то
так случилось, что мы и другие предметы учили вместе. Учили, например, однажды
латинские названия перистых облаков и он помог мне запомнить «Cirrus-uncinus» - «перистые
крючковидные». Смотри – он поднимал указательный палец кверху – это перистые,
т. е. «циррус», потому что они на самом верху расположены и выше их никаких
облаков не бывает, поэтому они сгибаются в крючок т. е. в «унцинус». И он резко
сгибал палец под прямым углом.
Он удивлял меня тем, что
мог декламировать множество стихотворений наизусть, без запинки. Особенно у
него проникновенно получалось тургеневское «Как хороши, как свежи были розы». Например,
вымучиваем, вымучиваем какие-то взаимоотношения тригонометрических функций. Он
отодвигает тетради в сторону и начинает тихо-тихо, полузакрыв глаза: «Нет, ты
только послушай: «Где-то, когда-то давно-давно тому назад …» и далее весь
текст.
Он объяснил причину этого
очень редкого в то гнусное время феномена, когда заботы о хлебе насущном
отодвигали все прочие заботы в сторону - не до стихов было. Ведь всего год
прошел после снятия блокады. А дело было в
том, что капитан судна заставлял его учить стихи, чтобы в кают-компании
развлекать экипаж на отдыхе. Я не могу объяснить сейчас, где же они плавали-то
- ведь везде была война. А он мне об этом ничего не рассказывал. Говорил, что
во время заграничных плаваний он 5 раз пересекал экватор.
- Врёшь Лешка, ты мог
пересечь либо 4, либо 6, а пять не мог;
- Ты-то откуда знаешь,
ты что - был на нашем судне?
- На судне я не был, но
если ты пересек экватор «туда», то пересекал и «оттуда», то есть пересечение
должно быть четное, а пять - это нечетное число.
- Это ты с помощью этих
сикекенсов вычислил? Ну, прибавил один-то раз, а тебе что, жалко, что ли?
И ещё он имел много
золотых зубов в верхней челюсти - тогда это было редкостью и всех удивляло. Самым
же удивительным было то, что он не курил! И я не помню его не то чтобы пьяным,
но даже подвыпившим. Не знаю, в чем тут было дело.
О его семье у меня не
было никакого представления, и он никогда не касался этого вопроса вообще, что
тоже было необычно, потому что мы, как правило, всё рассказывали о себе всем однокашникам-курсантам.
По-моему, он был ленинградец и из хорошей семьи, отличался мягкой манерой
общения, не любил сальных анекдотов и разговоров на сексуальные темы.
Теперь-то я понимаю, что
дело было не в скрытности его характера, скорее всего, я ему казался слишком
наивным и деревенским, и разговора «на
равных» просто не могло быть. Мне не было
ещё и 15-ти, а ему было около 20. И опыт жизни, и круг интересов были
слишком разными для таких откровенных разговоров. Например, он долго отучал
меня от привычки называть число 16 «шишнаццать, приучал называть ручку для
письма «ставочкой» (чисто ленинградский «слэнг») и т. д.
Несмотря
на его хорошее отношение ко мне, друзьями мы не стали, поэтому о дальнейшей его
судьбе я ничего не знаю, но запомнился он мне на всю жизнь.
Культурная
программа в ЛАУ
Раз в
месяц замполит майор Циммерман проводил лекции «О международном положении». Нам
они нравились, потому что газет не читали, а учились и работали до отбоя. Много
споров было о войне евреев с арабами в Палестине (после образования еврейского
государства Израиль), об итогах войны. О Первой Отечественной войне. Например,
до хрипоты спорили на тему: Кутузов сам отступал или его гнали французы.
Регулярно ходили в «Биб-ку» (такая табличка висела на двери нашей Библиотеки).
Были
встречи с артистами и деятелями культуры. Запомнилась встреча с композитором
Соловьевым-Седовым. Обращаясь к нам со сцены, он объявил, что сам будет не
только играть, но и петь. Только это пенье будет специфическим. Например, если
бывает доклад и содоклад, то по аналогии должно быть пение и сопение, вот у
него как раз оно и есть.
Приезжали
артисты МХАТа: Алла Тарасова, Борис Ливанов, Топорков, Кедров – играли сцены из
«Мертвых душ». В организованном порядке ходили на концерт оркестра Леонида
Утесова.
Для
любителей хорового пения существовал кружок под руководством опытного
руководителя (я, конечно, записался туда, и помню, мы разучивали песню: «Сижу
за решеткой в темнице сырой…»). Ребята много шутили по поводу её
двусмысленности, применительно к нашему военно-казарменному образу жизни.
Сразу,
как только с 1-го сентября начались занятия, нам выдали форму – настоящую, морскую. Началась строевая
подготовка, сопровождаемая пением всем строем (ротой). И как-то постепенно я
стал незаменимым ротным «запевалой» (надо сказать, что я ещё в Курлове научился
аккомпанировать на гитаре, и в общежитии мы постоянно пели разные песни под
этот аккомпанемент).
На
гитаре играли и другие курсанты, но вот запевать, выбирать тональность и
держать такт у меня получалось лучше. Особенно мне нравилось запевать:
«Взвейтесь соколы орлами, полно горе горевать, то ли дело под шатрами в поле
лагерем стоять, то ли дело!». На этой фразе кончалось моё «соло», и дальше пела
уже вся рота: «То ли дело! …». Шаг становился четким, пенье дружным. А у меня
мурашки по спине от восторга.
Или: «Не забыть нам годы
боевые и привалы у Днепра...», пели ещё про «Ладогу – дорогу жизни» и т. д. Не
знаю почему, но по музеям ходили мало. Скорее всего, они ещё только
восстанавливались после блокады.
Заканчивая главу о Ленинградском
Арктическом училище, ниже привожу результаты моего пребывания в нем (вкладыш в
диплом):
Здесь нужно отметить мои неудачи: это уже упомянутая «Организация метеостанций…» и «Аэрометеокоды» - предметы, где требования направлены больше на запоминание, чем на понимание сути предмета изучения. Но когда я начал работать после окончания учебы, именно они были причиной претензий ко мне со стороны начальника полярной станции.
Здесь, в этом перечне
предметов, почему-то не указаны практики, а они были весьма информативными.
Например, строительство базы шлюпочной практики на Кольском перешейке на берегу
Финского залива на бывшей финской территории, ещё не очищенной от мин (после
первого курса). Практика Военно-морской подготовки в Кронштадте (после второго
курса), где часть занятий проводилась на Военно-морских базах Балтийского флота.
Аэрологическая практика в Колтушах на базе Аэрологической лаборатории Главной
геофизической обсерватории (ГГО) (после третьего курса). Само место проведения
практик показывает, насколько серьезно относилось руководство Училища к
учебному процессу.
Об этом же говорит и
сдача госэкзаменов. Председателем госкомиссии по приему экзамена на присвоение
офицерского звания по военно-морской подготовке был вице-адмирал Трибуц –
бывший Командующий Краснознаменным Балтийским флотом. В Госкомиссии сидел начальник
училища Ильин, начальник военно-морской подготовки капитан 1-го ранга Зевельт, начальник
Геофизического отдела Чайковский и начальник строевой подготовки полковник Хабирев.
Среди прочих мне
достался вопрос «Средства и способы обнаружения подводных лодок противника». Я
всё перечислил, что знал: что их можно наблюдать и в бинокли по бурунному следу
перископа, и с берега, и с борта корабля, и прослушиванием шума работы винтов,
и с помощью входившей в использование радиолокации, в разработку которой
большой вклад внесли советские ученые Мандельштам и Папалекси.
Зевельт слушал
внимательно, не перебивая меня, но в конце моего ответа заметил:
- Как-то Вы всё смешали
в одну кучу. По-видимому, нужно разделить всё, что Вы перечислили, на группы:
например, они бывают техническими и визуальными, и далее всё по порядку. Приведите
примеры.
Я быстро сообразил,
кратко все перечислил по соответствующим группам, но забеспокоился. Это был
последний экзамен, и в случае получения оценки «хорошо» мне уже не могли выдать
красный диплом. Однако всё обошлось.
О Зевельте ходило много
всяких анекдотов. Один из них был такой. В училище была своя сапожная
мастерская, в которой ремонтировали обувь и курсантам, и сотрудникам. И кто-то
заметил, что у Зевельта обувь невероятно
большого размера – как у Собакевича («Мертвые души» нам показывал МХАТ, а там
реквизиторы постарались показать и этот фрагмент его одежды в утрированном
виде). Кто-то из курсантов сумел похитить один ботинок и пустить его по всем
кубрикам, где он вызывал удивление и восхищение. Как уж там Зевельт разбирался
с сапожником, осталось неизвестным.
С антропометрическими
данными и у меня всё время происходили неприятности: если в начале обучения мой
рост был 151 см, то на выпуске (через 4 года) он стал уже 181, а форма-то выдавалась
раз в два года. Особенно много проблем было как раз с обувью (парадные ботинки
- «корочки», рабочие ботинки - «говнодавы») постоянно были малы и я натирал
себе мозоли. А на строевой подготовке хромать было нельзя! Терпел. Но
деформация ступней осталась на всю жизнь.
Приведенная ниже фотография сделана для «Личного дела» на
присвоение звания младшего лейтенанта ВМФ. Снимки делались в специальной
фотолаборатории, куда нас водили строем.
Каждому курсанту после выдали по
экземпляру на память об окончании четырехгодичного курса военно-морской подготовки
в Ленинградском Арктическом учи-лище. На каждого курсанта составлялась характеристика
для Личного дела для присвоения звания младшего лейтенанта Военно-морского
флота.
В моей характеристике командир роты
майор Генералов написал: «Вспыльчив, обидчив».
Узнал я об этом от курсанта Лёшки Мокина,
который имел красивый почерк и переписывал все характеристики. Ведь точно
подметил командир роты. Профессионально. До сих пор страдаю от этих качеств своего
характера. Как-то, уже будучи семейным человеком, в запальчивости замахнулся на
четырехлетнюю дочку, а она вся съежилась, испугалась. Я выбежал из комнаты,
стало невыносимо стыдно. Прошло уж больше 50 лет, но каждый раз, когда вспоминаю,
становится неуютно на душе. Были и другие случаи.
В заключение несколько слов о
Ленинграде того периода (1945-49 гг.). Война только закончилась (два месяца
прошло), на стенах домов еще не закрашенные надписи о том, что «эта сторона
опасна во время артобстрела», еще видны результаты этого обстрела,
чувствовались последствия блокады. Недалеко от нашего Училища стоял пятиэтажный
дом с обрушившимся крылом, встречались дома с большими трещинами на стенах. По
Невскому проспекту ходили трамваи, на которые можно было вскакивать на ходу. В
магазинах продукты «по карточкам» (карточная система была отменена 14 декабря
1947 г.). Но город активно восстанавливался, асфальтировались дороги, да и люди
приходили в себя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.